Средний танк "Шнейдер" СА1
25 февраля 1916 года на завод фирмы «Шнейдер» поступил заказ на 400 машин, но одновременно с этим начальник управлении автомобильной службы добился у главнокомандующего разрешения выдать аналогичный заказ «Обществу железоделательных и сталелитейных заводов» (FAMH) в Сен-Шамоне на свое «инициативное» детище, раздробив и без того ограниченные возможности промышленности. На фирме FAMH приложили максимум усилий, и 27 апреля 1916 года госсекретарь артиллерии сообщил главнокомандующему о проекте бронетрактора, имеющего серьезные преимущества перед "Шнейдером", в силу чего фирма FAMH также получила заказ на 400 машин.
Средний танк "Шнейдер" СА1
К
формированию танковых частей и подготовке экипажей приступили, не дожидаясь
постройки первых экземпляров танков. Тут снова потребовался Этьен с его
предварительными наработками по этим вопросам. В середине августа 1916 года в
центр начальной подготовки в районе
форта Марли-ле-Руа стали прибывать первые курсанты. В сентябре получили и
первые танки. Это были удивительно несуразные машины. Взвинтив темп их создания,
французы превзошли в поспешности англичан, затратив на полгода меньше от
момента выдачи заводам заказа до момента их применения. В спешке брали
первые, лежащие на поверхности решения. Будучи информированы о работах за
Ла-Маншем, они игнорировали опыт англичан отвергавших тракторную базу, и
выполнили разработки на основе трактора «Холт», совершенно непригодного для
преодоления изрытых воронками и окопами передовых позиций. Правда, защищенность
гусеничных лент на французских танках была выше, чем у британских. Кроме того,
если английские машины воспринимали все неровности пути прямо на корпус, то
французские имели блокированную подвеску с пружинным подрессориванием, что
позволило несколько поднял скорость и повысить комфортность условий работы экипажа.
На этом перечень достоинств кончается. На ходовую часть американского трактора
установили примитивную коробку бронекорпуса, значительно выходящую за
продольный габарит гусениц. В этом отношении наиболее неудачным оказался «Сен-Шамон».
Его носовая часть сильно нависала над гусеницами, что обусловливало крайне
низкую проходимость машины. Она не могла преодолеть даже ничтожные
вертикальные препятствия. При длине корпуса
Цепь ошибок продолжили, устанавливая вооружение. На «Сен-Шамоне» орудие установили за лобовым листом, более или менее органично вписав его в общую структуру машины. Огонь можно было вести в узком секторе прямо по курсу; перенос огня сопровождался поворотом всего танка. На первых 165 машинах ставили специальную 75-мм пушку, на последующих – полевое орудие. Что касается «Шнейдера», то решение конструкторов, разместивших орудие - основное средство огневого боя - у правого борта в срезе корпуса, подобно тому как это делается на кораблях, представляется более чем сомнительным, хотя и объяснимым - слева располагался двигатель. Это привело к тому, что пушка наводилась в горизонтальной плоскости лишь в пределах 20º, и все цели слева оказались в мертвой зоне. Подавить их, не подставив при этом под обстрел правый борт машины, было просто невозможно. Кроме того, «Шнейдер» имел еще один очень серьезный недостаток: топливные баки размещались вдоль бортов, и достаточно было одной бронебойной пуле прошить броню, как танк мгновенно превращался в пылающий костер.
Средний танк "Сен-Шамон" образца 1916 года
Броня обеспечивала защиту от обычных пуль на дистанции
свыше
Средний танк "Сен-Шамон" образца 1917 года
На «Сен-Шамоне»
толщину борта пришлось удвоить, что привело к увеличению массы танка на 1 т.
Если первоначальная чистая масса танка составляла 19,9 т, то боевая масса
модернизированного колебалась в пределах 23-24 т. Ширина гусениц совершенно
не соответствовала массе, что выражалось в высоком удельном давлении, и на слабом
грунте (пашня, мокрый луг, болото) танки теряли подвижность. Чтобы решить эту
проблему, пришлось расширить трак с 32 до
«Сен-Шамон» образца 1916 года имел плоскую крышу с бронеколпаками цилиндрической формы и смотровыми щелями. На машинах образца 1917 года колпаки убрали и сделали двускатную крышу, танки более поздней модификации оборудовались командирской башенкой.
Что
касается силовой установки, то на «Шнейдере» стоял ничем не примечательный
4-цилиндровый 60-сильный мотор специальной разработки. Механическая коробка
передач обеспечивала три скорости вперед и одну назад. В качестве механизма
поворота использовался дифференциал. На «Сен-Шамоне» была использована новинка
- бензиноэлектричеекая трансмиссия: 4-цилиндровый бесклапанный мотор «Панар»,
развивавший мощность
Поворот
производился за счет независимой подачи на электродвигатели тока различной силы,
чем достигалось неограниченное число передач в имеющихся пределах. Такое
бесступенчатое регулирование дало значительное превосходство по легкости
управления в сравнении с машинами, оборудованными механической трансмиссией. Но в целом привод оказался более тяжелым, громоздким
и менее надежным. Однако машина получилась
довольно-таки скоростной. На испытаниях при оборотах двигателя порядка 2500
об/мин удалось развить скорость
С началом поставки танков был развернут лагерь в районе Шамплие, обеспеченный всем необходимым для формирования частей и обучения личного состава. Танковые части рассматривались как отборный род войск, «внушающий доверие уже одним своим видом». К 31 марта 1917 года в Шамплие дислоцировалось уже 13 групп танков «Шнейдер» и 2 пехотных отделения танков «Сен-Шамон», почти идентичные в организационном отношении.
Группа представляла собой тактическую единицу и включала 4 батареи по 4 танка в каждой. Наличный парк машин составлял 208 «Шнейдеров» и 48 «Сен-Шамонов». Реально действовать могли только 160 танков, укомплектованных достаточно подготовленными экипажами, причем только 100 танков успели оборудовать дополнительной броней.
Командование французских войск приняло решение бросить танковые части в бой в районе Краонского плато, где немцы опирались на новую линию укреплений, которую французская артиллерия не могла накрыть на всю глубину.
Утром 16 апреля танки двинулись к позициям противника для атаки 3-й линии германской обороны, недосягаемей для артиллерийского огня. Выдвижение происходило на виду у неприятеля, артиллеристы которого, руководствуясь данными корректировщиков с аэростатов наблюдения, аэропланов и наземных наблюдательных пунктов, разбили танковые порядки раньше, чем они смогли вступить в бой. Потери составили 57 машин.
Итоги 16 апреля оказали заметное влияние на дальнейший подход французов к вопросам подготовки и проведения танковых операций, но совершенно не сказались на программе выпуска танков. Ее завершили в намеченных объемах к августу 1918 года. В конечном счете, приступив к формированию танковых сил позже англичан, французы к концу войны обладали не только боевым опытом, сопоставимым с английским, но и имели заметный перевес в численности парка боевых машин: они располагали 4330 танками. Однако львиную долю его составляли совершенно иные машины - легкие «Рено», которые во многом определили характер послевоенного французского танкостроения. Что же касается танков «Шнейдер» СА 1, то в конце войны на Западном фронте их никто не видел: переданные Испании, они применялись в ходе боевых действий в Марокко. «Сен-Шамоны», принявшие боевое крещение 5 мая 1917 года в составе роты, в силу неплохой скорости и большого возимого боекомплекта длительное время использовались в качестве артиллерийских установок сопровождения танков.