|
Танки Франции16 апреля 1917 года под Шмен-де-Дам германская пехота напряженно разглядывала приближающиеся к окопам лязгающие металлические коробки. Судьба предложила немцам принять участие в боевом крещении первых французских танков. В результате разразившегося сражения 76 из 132 французских машин осталось неподвижно стоять на поле боя. Тяжелые потери не разочаровали французов в перспективности нового вида вооружения. Другого способа поднять боевой дух войск и повысить боеспособность армии в затянувшейся позиционной войне не было. После провала генерального наступления союзников на реке Эн и между Суше и Круазиль правительство выдвинуло лозунг технической войны. У истоков французского танкостроения стоял полковник (впоследствии генерал) Ж.-Б. Этьен, служивший осенью 1914 года начальником штаба 22-го артиллерийского полка. Так же, как и англичанин Суинтон, он обратил внимание на высокую проходимость американских тракторов «Холт», и у него появилась мысль создать на его базе боевую гусеничную машину. Трактор "Холт" 1 декабря 1915 года Этьен обратился с письмом к главнокомандующему французских войск генералу Ж. Жоффру, в котором аргументировано доказал целесообразность строительства «сухопутных броненосцев», изложил принципы их применения и дал техническое описание такой машины. 12 декабря полковник Этьен был принят в генеральном штабе французской армии главнокомандующим Ж. Жоффром и, заручившись его поддержкой, направился в Париж в поисках производственных мощностей. За содействием и технической помощью полковник Этьен обратился к известному конструктору и владельцу крупной автомобилестроительной фирмы Луи Рено. Тот был человеком серьезным и ответственным и потому, сославшись на отсутствие опыта в разработке гусеничных машин, отказался участвовать в проекте создания танка. Тогда Этьен вспомнил, что фирма «Шнейдер» - один из крупнейших производителей вооружения - выполняла раньше работы по бронированию трактора «Холт», и 20 декабря 1915 года предложил главному конструктору фирмы Э. Брийе взяться за создание новой бронированной машины. Предложение заинтересовало Брийе, и к 22 декабря он подготовил вполне законченный проект боевой машины, а фирма «Шнейдер-Крезо» взяла на себя обязательство реализовать разработку в металле. После этого дело перешло в ведение государственного вице-секретариата артиллерии и управления автомобильной службы. С этого момента Этьен на некоторое время, по существу, оказался отстраненным от участия в работе. Как это нередко бывает, его идеи министерские чиновники восприняли как свои собственные. |