Вторник, 23.04.2024, 11:02
Меню сайта

Форма входа
Поиск

Танки Франции

16 апреля 1917 года под Шмен-де-Дам германская пехота напряженно разгляды­вала приближающиеся к окопам лязгающие металлические коробки. Судьба предло­жила немцам принять участие в боевом крещении первых французских танков. В результате разразившегося сражения 76 из 132 французских машин осталось непо­движно стоять на поле боя. Тяжелые потери не разочаровали французов в перспек­тивности нового вида вооружения. Другого способа поднять боевой дух войск и повы­сить боеспособность армии в затянувшейся позиционной войне не было. После провала генерального наступления союзников на реке Эн и между Суше и Круазиль правительство выдвинуло лозунг технической войны.

У истоков французского танкострое­ния стоял полковник (впоследствии ге­нерал) Ж.-Б. Этьен, служивший осенью 1914 года начальником штаба 22-го артиллерийского полка. Так же, как и анг­личанин Суинтон, он обратил внимание на высокую проходимость американских тракторов «Холт», и у него появилась мысль создать на его базе боевую гусе­ничную машину.

Трактор "Холт"

1 декабря 1915 года Этьен обратился с письмом к главнокомандующему фран­цузских войск генералу Ж. Жоффру, в котором аргументировано доказал це­лесообразность строительства «сухопут­ных броненосцев», изложил принципы их применения и дал техническое описание такой машины. 12 декабря полковник Этьен был принят в генеральном штабе фран­цузской армии главнокомандующим Ж. Жоффром и, заручившись его поддерж­кой, направился в Париж в поисках про­изводственных мощностей.

За содействием и технической помо­щью полковник Этьен обратился к изве­стному конструктору и владельцу круп­ной автомобилестроительной фирмы Луи Рено. Тот был человеком серьезным и ответственным и потому, сославшись на отсутствие опыта в разработке гусенич­ных машин, отказался участвовать в проекте создания танка. Тогда Этьен вспомнил, что фирма «Шнейдер» - один из крупнейших производителей воору­жения - выполняла раньше работы по бронированию трактора «Холт», и 20 де­кабря 1915 года предложил главному конструктору фирмы Э. Брийе взяться за создание новой бронированной маши­ны. Предложение заинтересовало Брийе, и к 22 декабря он подготовил вполне за­конченный проект боевой машины, а фирма «Шнейдер-Крезо» взяла на себя обязательство реализовать разработку в металле. После этого дело перешло в ведение государственного вице-секре­тариата артиллерии и управления авто­мобильной службы. С этого момента Этьен на некоторое время, по существу, оказался отстраненным от участия в ра­боте. Как это нередко бывает, его идеи министерские чиновники восприняли как свои собственные.