|
Танк Mk IТяжелый танк Мк I "самец". Сомма, 25 сентября 1916 года Серийное производство
танков Мk I было сосредоточено на заводе фирмы «Метрополитэн Кэрридж
энд Вэгон Компани». Первые танки выпускались в двух вариантах вооружения -
пушечном и пулеметном. Пушечные танки назывались «самцами» и вооружались двумя
морскими 6-фунтовыми (57-мм) пушками с эффективной дальностью стрельбы до Тяжелый
танк Мк I изготавливался из катаных бронелистов. Сборка происходила
следующим образом: листы мягкой стали нарезали, сверлили отверстия под заклепки,
затем закаливали и крепили к каркасу из уголков и полосовой стали. Броня,
толщина которой не превышала 6- 26 опорных неподрессоренных роликов малого диаметра помещались как в обойме, между внешним (сплошным) и внутренним (вне коробки каркаса) бортовыми листами. Между ними устанавливались ведущие колеса, ленивцы и бортовые коробки передач. Гусеница
шириной Бензиновый
двигатель «Даймлер» и трансмиссия находились внутри танка, как и баки с
горючим, которое самотеком поступало к мотору. Нередко, в самый ответственный момент, когда танк
задирал нос, преодолевая препятствие, двигатель глох из-за прекращения подачи
топлива. Мк I
не имел глушителя на выхлопной трубе, поэтому ночью грохот и искры выдавали
танк вражеским наблюдателям. Это мешало скрытому передвижению боевых машин,
поэтому грохот танковых двигателей приходилось перекрывать артиллерийской
канонадой. Скорость танка вне дорог не
превышала Трансмиссия состояла из двухскоростной коробки передач, червячного редуктора и дифференциала, выходные валы которого соединялись с двумя дополнительными бортовыми коробками передач. Привод ведущих колес заднего расположения осуществлялся при помощи цепной передачи, но ее выполнили открытой, и она быстро забивалась грязью. Управление танком требовало большой слаженности в работе всех членов экипажа и значительных физических усилий. Танком управляли одновременно четыре человека: механик-водитель, командир, который отвечал за тормоза гусениц правого и левого бортов, а также два трансмиссионщика, работавшие на бортовых коробках передач. Поворот осуществлялся торможением одной гусеницы или переключением бортовой коробки передач в нейтральное положение и включением первой или второй передачи на коробке передач другого борта. Затем водитель включал сцепление. После осуществления поворота вся операция проделывалась в обратном порядке. Для
корректировки курса или поворота с большим радиусом служила пара стальных
колес, наподобие вагонных, крепившихся сзади на шарнире и поворачивавшихся с
помощью тросовой тяги, что также требовало изрядных усилий. Считалось, что эти
колеса способствуют преодолению широких рвов, однако из-за громоздкости и
уязвимости от них вскоре отказались. Для
преодоления широких рвов и траншей служили фашины, которые возили на крыше и сбрасывали в ров перед
танком. Позже была предпринята попытка удлинить кормовую часть машины за счет
переноса ведущих колес. Длина танка при
этом увеличивалась на Внутри танка температура воздуха, насыщенного чадом и парами перегретого масла, доходила нередко до 70°С. Из-за отсутствия вентиляции экипаж не мог долго оставаться в машине, поскольку угорал от выхлопных и пороховых газов, страдал от высокой температуры и тряски.
Для
механика-водителя и командира в передней части корпуса имелась рубка. На крыше
растягивалась сетка - заброшенные противником ручные гранаты скатывались по
ней и взрывались на земле.
Плохо обстояло дело с наблюдением и связью. Смотровые щели в бортах танка являлись его уязвимыми местами. Во время интенсивного обстрела в незащищенные смотровые щели летели брызги расплавленного свинца, в силу чего до 80 % ранений у танкистов составляли поражения глаз. В качестве дальнего средства связи танкисты использовали почтовых голубей, но оглушенные и полузадохнувшиеся голуби были плохими связными: выпущенные на волю, они нередко тут же падали, не имея сил подняться на воздух. Ближняя связь осуществлялась с помощью сигналов флажками или семафора наподобие железнодорожного, каждое положение которого соответствовало определенной команде. Однако лучшим принципом оставалось «делай как я», но в дыму и тряске сквозь узкие щели далеко не всегда представлялось возможным увидеть ведущий танк. Тяжелый танк Мк I "самка" Таким образом, первые английские танки Мк I были далеко не совершенны, даже по меркам того времени. Их технические недостатки обнаружились в первом же бою, в котором танкам пришлось принять участие 15 сентября 1916 года во Франции на реке Сомме. Из 49 танков, которыми располагали англичане, на исходные позиции пришли 32. Остальные застряли в грязи или остановились из-за поломок механизмов. Из 32 атаковавших танков только 18 участвовали в бою, 5 застряли в болоте и 9 вышли из строя. Однако,
несмотря на малое количество танков, на их техническое несовершенство,
труднопроходимую, изрытую воронками местность и плохое взаимодействие с
пехотой, англичане продвинулись в бою на реке Сомме на Несмотря на тактический успех, танки не оправдали возлагавшихся на них надежд: фронт не был прорван. Немцы позже писали, что если бы англичане имели на Сомме тысячу танков, они прорвали бы фронт, и признавались, что невиданная машина в то время наводила панический страх на солдат немецкой армии. Успех танков мог быть гораздо более серьезным, если бы для их применения была выбрана танкодоступная местность. Болота, дожди и грязь почти полностью исключали возможность применения на Сомме существовавших в то время танков. Несмотря на серьезные недостатки первого английского танка Мк I, англичане не отказались от этой неудачной конструкции. За весь период войны они внесли в конструкцию лишь отдельные улучшения. Так, в одном из боев у танка отбило снарядом рулевые колеса, но машина сохранила управляемость при помощи тормозов на полуосях дифференциала. Это натолкнуло конструкторов на мысль отказаться от рулевых колес, правда, в результате несколько ухудшилась проходимость танка через окопы вследствие уменьшения его длины, но зато упростилось управление. Изменения,
довольно незначительные, коснулись и других узлов и агрегатов танка: на двигатель
поставили глушитель, благодаря которому
уменьшился шум и прекратилось выбрасывание пламени через выхлопные трубы,
увеличили толщину брони до |