Пятница, 29.03.2024, 02:25
Меню сайта

Форма входа
Поиск

Танки Mk А "Уиппет", Мk B и Mk C

Средний танк Мк А "Уиппет" ("Борзая")

Благодаря успехам легких француз­ских танков «Рено» среди британских военных также распространилось мне­ние о необходимости дополнить тяжелые танки более подвижными легкими, создав своего рода «бронированную стратеги­ческую конницу», способную действовать в оперативном тылу противника. Наибо­лее последовательным приверженцем этой идеи стал начальник штаба Королев­ского танкового корпуса полковник (впос­ледствии генерал и крупный теоретик танковой войны) Дж. Фуллер.

В соответствии с теоретическими пред­посылками англичане приступили к конст­руированию среднего танка. В принципе, на машиностроительной фирме У. Фостера его проект был готов еще до того, как заказ на такую машину поступил от военного ве­домства. Танк изготовили в декабре 1916 года, испытали в феврале 1917 года, а в июне военные выдали заказ на первые 200 машин. В марте 1918 года первые серий­ные танки, получившие обозначение Mk А, сошли со сборочной линии завода.

Танки Мк А "Уиппет" из 3-го батальона по дороге на фронт в районе Майе-Малли. 26 марта 1918 года

Новый танк развивал 14 км/ч, что бо­лее чем вдвое превышало скорость Мк IV, и по этой причине неофициально стал называться «Уиппет» - «Борзая». Мк А имел боевую массу 14 т, экипаж из 3 че­ловек, был вооружен четырьмя пулеме­тами и защищен 14-мм броней. Запас хода по топливу составлял 130 км.

В передней части корпуса танка были установлены два двигателя «Тейлор» мощностью по 45 л.с., каждый из которых через свою коробку передач приво­дил в движение одну из гусениц.  Поворот танка осуществлялся либо путем изме­нения числа оборотов одного из двигате­лей, либо путем переключения передачи в одной из коробок передач, либо и тем, и другим способом одновременно. Если выходил из строя хотя бы один мотор, машина двигаться не могла.

Несмотря на увеличение максималь­ной скорости, подвеска танка оставалась  жесткой (хотя к тому времени во Фран­ции уже появились танки с мягкой подве­ской), поэтому скорость танка вне дорог оставалась по-прежнему низкой.

Танк был очень сложным в управлении, и от водителя требовалось немалое мастерство, чтобы вести его, однако Мк А оказался значительно надежнее своих тяжелых предшественников Мк I - Мк V. Танкисты поговаривали, что «Борзые» были в состоянии собственным ходом вер­нуться в свою часть после боя. В 1916 году в сражении под Амьеном участвовало 96 машин этого типа, и они впервые в исто­рии танковых войск совершили нечто похожее на оперативный прорыв: оторвав­шись от своей пехоты и сопровождаемые конницей, они провели впечатляющий рейд по тылам немецких войск.

Средний танк Мк А на службе у немцев. 1918 год

Трофейные танки «Уиппет» использо­вались и в немецкой армии. Они состояли на вооружении войск интервентов и бе­логвардейцев во время гражданской вой­ны в России, затем как трофейные попали в Красную Армию, где под названием «Тейлор» эксплуатировались до начала 30-х годов. В начале 1920-х годов не­сколько машин были куплены Японией.

Мк В в Красной армии

В британской армии Мк А служили не­долго и после войны были заменены сред­ними танками Мк В и Мк С. Следуя тради­ции, у них сохранили форму тяжелых тан­ков с гусеницами, охватывающими корпус, и жесткую подвеску. Толщина брони на обоих новых танках не превышала 15 мм.

Средний танк Мк В и тяжелый танк Мк V в составе латвийской армии. Начало 20-х гг

Мк В получился слишком тяжелым. Мощности 100-сильного двигатели было явно недостаточно, скорость оказалась ниже, чем у Мк А - всего 9,6 км/ч. Боевая масса равнялась 18 т, экипаж состоял из 4-5 человек, а вооружение - из 6 пулеметов. Средний танк Мк С был еще тяже­лее - 19,5 т, но благодаря мощному 150-сильному двигателю развивал скорость до 13 км/ч. Экипаж насчитывал 4 человека. Вооружение в варианте «самки» состояло из 4 пулеметов. Проект «самца» с 57-мм пушкой и тремя пулеметами остался не­реализованным. Вооружение обоих тан­ков размещалось в шаровых установках в рубке с ограниченными углами обстрела, а на Мк В – и в спонсонах. Кроме того, Мк В оснащался оборудованием для поста­новки дымовых завес. Этот танк был тес­ным, очень неудобным в эксплуатации и никогда не считался хорошей машиной.

Средний танк Мк С

После подписания перемирия с Гер­манией англичане построили только 45 танков Мк В из 450 заказанных и 36 Mk С из 200. Заказы на остальные машины ан­нулировали, а изготовленные прослужили в британской армии до 1925 года. Несколь­ко Мк B в составе английского экспедици­онного корпуса принимали участие в бое­вых действиях на севере России в 1919 году. Один из них стал трофеем Красной Армии. Несколько таких танков состояло на вооружении латвийской армии.