Вторник, 25.07.2017, 21:38
Меню сайта

Форма входа
Поиск

Танки Великобритании

Уже в октябре 1914 года секретарь Комитета имперской обороны Великобритании полковник Э. Суинтон, капитан Туллок и банкир Стерн подняли вопрос с строительстве самоходных «блиндированных фортов» — боевых гусеничных машин, способных передвигаться по пересеченной местности, через окопы, эскарпы, рвы и проволочные заграждения.

  Суинтон обратился к военному министру Лорду Китченеру, но тот оставил его предложение без ответа, как и аналогичное обращение адмирала Р. Бэкона. Тогда инициатива перешла к морякам, которых поддержал первый лорд Адмиралтейства (морской министр) У. Черчилль, узнавший о проектах Суинтон, Бэкона и капитана 1 ранга М. Сузтера.

Черчилль был человек дела и 20 февраля 1915 года образовал под эгидой Адмиралтейства «Комитет сухопутных кораблей», который возглавил известный кораблестроитель Ю. Теннисон д'Энкур. И первое, что он сделал, это отверг предложение майора Хетерингтона - проект гигантской машины на трех колесах диаметром по 12 метров. Вместе с Черчиллем он одобрил проект Суинтона, который, не дождавшись ответа от Китченера, в июне 1915 года обратится с письмом к командующему войсками Великобритании во Франции генералу Дж. Френчу. Генерал, находившийся под впечатлением от огромных потерь англичан, незамедлительно откликнулся на послание Суинтона, а офицеры его штаба сформулировали основные требования к «сухопутному крейсеру». Это должна быть сравнительно небольшая гусеничная машина с противопульной броней, способная преодолевать воронки диаметром до 4 метров и проволочные заграждения, развивать скорость не менее 4 км/ч, иметь экипаж до 6 человек, пушку и два пулемета.

Требования направили в военное министерство, что, наконец, возымело свое действие, и Суинтон с д'Энкуром занялись созданием боевой машины. Практическое воплощение проекта было возложено на машиностроительную фирму Уильяма Фостера в Линкольне, и всего за 40 дней коллектив, возглавляемый инженерами У. Триттоном, майором В. Вильсоном и Г. Рикардо, создал на базе трактора «Холт» боевую машину, которую в шутку прозвали «Маленький Вилли», усмотрев в ней некоторое сходство с Вильсоном.

       

                               Танк "Маленький Вилли" на испытаниях

15 сентября 1915 года состоялись ходовые испытания новой машины. И, хотя они прошли успешно, Суинтон заявил что для боя «Вилли» пока не годится и еще рано думать о преодолении 4-метровых воронок - длина опорной поверхности его гусеницы должна быть на метр больше двойной ширины окопа, иначе машина завалится в него. Тогда-то у инженеров и родилась идея придать обводу гусеницы форму параллелограмма, а для увеличения высоты зацепа и, следовательно, преодолеваемого вертикального препятствия верхнюю ветвь пустить поверх корпуса. Вооружение решили размещать в съемных бортовых спонсонах, что позволяло понизить центр тяжести машины, а при необходимости получать габарит, допускающий перевозку по железной дороге.

В ноябре 1915 года фирма приступила к изготовлению новой машины, и 30 январи 1916 года она уже была представлена на испытания, о чем д'Энкур известил Китченера. Предварительная обкатка дала обнадеживающие результаты. 2 февраля на показ машины, который должен был состояться в Хатфилд-парке (неподалеку от Лондона), прибыл министр вооружений Д. Ллойд-Джордж, будущий премьер-министр Великобритании, но даже его положительная реакция не смогла заставить Китченера изменить свою точку зрения: он по-прежнему твердил, что «это дорогая игрушка».

Десять дней спустя, 12 февраля 1916 года, состоялись официальные испытания машины, получившей название «Большой Вилли». Она хорошо преодолевала препятствия, однако жутко грохотала, оказалась малоподвижной и непрочной. Тем не менее, военное ведомство Великобритании выдало заказ на первые 100 экземпляров.

На вооружение новая боевая машина поступила под официальным обозначением Мk I. Откуда же появился термин «танк» (англ. tank - цистерна, бак, резервуар)? Это можно объяснить тем, что англичане строили их с соблюдением строжайшей секретности, понимая, что успех гарантирует только внезапное появление новой военной техники на попе боя. При транспортировке по железной дороге закрытые брезентом машины издали напоминали большие металлические цистерны, и тогда был пущен слух, что это баки для топлива, сделанные по заказу русского правительства. Для вящей убедительности на них написали по-русски «Осторожно, Петроградъ!». После этого термин «танк» привился в русском и английском языках, тогда как на других языках боевая гусеничная машина называется по-своему.