Четверг, 28.03.2024, 16:27
Меню сайта

Форма входа
Поиск

Танк Mk I

Тяжелый танк Мк I "самец". Сомма, 25 сентября 1916 года

Серийное  производство танков Мk I было сосредоточено на заводе фирмы «Метрополитэн Кэрридж энд Вэгон Компани». Первые танки выпускались в двух вариантах вооружения - пушечном и пу­леметном. Пушечные танки назывались «самцами» и вооружались двумя мор­скими 6-фунтовыми (57-мм) пушками с эффективной дальностью стрельбы до 300 метров и скорострельностью 15 - 20 выстрелов в минуту. Помимо пушек  «самцы» имели четыре 8-мм пулемета «гочкис».  Чисто пулеметные танки, или «самки», были вооружены пятью 7,7-мм пулеметами «виккерс» и одним 8-мм пулеметом «гочкис». Всего было изготовлено 150: 75 «самцов» и 75 «самок». Впоследствии, после танкового сражения под Виллер-Бретонне, которое состоялось 24 апреля 1918 года и выяви­ло полную беспомощность «самок» в бою с танками противника, на части этих ма­шин один пулеметный спонсон заменили на пушечный.

Тяжелый танк Мк I изготавливался из катаных бронелистов. Сборка происхо­дила следующим образом: листы мягкой стали нарезали, сверлили отверстия под заклепки, затем закаливали и крепили к каркасу из уголков и полосовой стали. Броня, толщина которой не превышала 6-10 мм, не предохраняла экипаж от бронебойных пуль.

26 опорных неподрессоренных роликов малого диаметра помещались как в обойме, между внешним (сплошным) и внутренним (вне коробки каркаса) бор­товыми листами. Между ними устанавливались ведущие колеса, ленивцы и бор­товые коробки передач.

Гусеница шириной 520 мм состояла из 90 плоских траков из броневой стали. Верхняя часть гусеницы скользила по специальному рельсу, охватывая корпус. Каждый третий опорный ролик оснащал­ся ребордой для направления гребней траков. На твердой почве удельное дав­ление достигало почти 1,2 кг/см2, что было чересчур велико и обусловливало низкую проходимость танка на мягкой почве: гусеницы вязли, и тяжелая машина садилась на грунт, пни и камни. Нередко при этом стальное днище прогибалось, что вело к поломкам карданного вала. В ка­честве средства, препятствующего тако­му зарыванию, на более поздней моди­фикации Мк IV через каждые два трака устанавливали «шпоры» на гусеницах. Однако лучшим способом самовытаски­вания застрявших машин оказалось окованное железом бревно квадратного сечения. Его возили на крыше, привязав к паре релингов.  Цепи, приделанные к кон­цам бревна, цепляли за траки, давали ход, и оно затягивалось под машину.

Бензиновый двигатель «Даймлер» и трансмиссия находились внутри танка, как и баки с горючим, которое самотеком поступало к мотору.  Нередко, в самый от­ветственный момент, когда танк задирал нос, преодолевая препятствие, двигатель глох из-за прекращения подачи топлива.  Мк I не имел глушителя на выхлопной трубе, поэтому ночью грохот и искры выдавали танк вражеским наблюдателям. Это мешало скрытому передвижению боевых машин, поэтому грохот танковых двигате­лей приходилось перекрывать артилле­рийской канонадой.  Скорость танка вне дорог не превышала 2 км/ч, и зачастую это сдерживало продвижение пехоты.

Трансмиссия состояла из двухскоростной коробки передач, червячного ре­дуктора и дифференциала, выходные валы которого соединялись с двумя дополнительными бортовыми коробками пе­редач. Привод ведущих колес заднего расположения осуществлялся при помо­щи цепной передачи, но ее выполнили от­крытой, и она быстро забивалась грязью.

Управление танком требовало боль­шой слаженности в работе всех членов экипажа и значительных физических уси­лий. Танком управляли одновременно четыре человека: механик-водитель, командир, который отвечал за тормоза гусениц правого и левого бортов, а также два трансмиссионщика, работавшие на бор­товых коробках передач. Поворот осуществлялся торможением одной гусеницы или переключением бор­товой коробки передач в нейтральное положение и включением первой или второй передачи на коробке передач другого бор­та. Затем водитель включал сцепление. После осуществления поворота вся опе­рация проделывалась в обратном поряд­ке.

Для корректировки курса или пово­рота с большим радиусом служила пара стальных колес, наподобие вагонных, крепившихся сзади на шарнире и пово­рачивавшихся с помощью тросовой тяги, что также требовало изрядных усилий. Считалось, что эти колеса способствуют преодолению широких рвов, однако из-за громоздкости и уязвимости от них вскоре отказались.  Для преодоления широких рвов и траншей служили фашины, которые во­зили на крыше и сбрасывали в ров перед танком. Позже была предпринята попыт­ка удлинить кормовую часть машины за счет переноса ведущих колес.  Длина тан­ка при этом увеличивалась на 3 метра и достигала 11 метров,  вместе с тем увели­чивалась и его способность преодолевать подобные препятствия.

Внутри танка температура воздуха, насыщенного чадом и парами перегретого масла, доходила нередко до 70°С. Из-за отсутствия вентиляции экипаж не мог долго оставаться в машине, поскольку угорал от выхлопных и пороховых газов, страдал от высокой температуры и тряски.

Для механика-водителя и командира в передней части корпуса имелась рубка. На крыше растягивалась сетка - заброшенные противником ручные гра­наты скатывались по ней и взрывались на земле.

Плохо обстояло дело с наблюдением и связью.  Смотровые щели в бортах танка являлись его уязвимыми местами. Во время интенсивного обстрела в незащи­щенные смотровые щели летели брызги расплавленного свинца, в силу чего до 80 % ранений у танкистов составляли по­ражения глаз.

В качестве дальнего средства связи танкисты использовали почтовых голубей, но оглушенные и полузадохнувшиеся го­луби были плохими связными: выпущенные на волю, они нередко тут же падали, не имея сил подняться на воздух. Ближняя связь осуществлялась с помощью сигналов флажками или семафора наподобие желез­нодорожного, каждое положение которого соответствовало определенной команде.  Однако лучшим принципом оставалось «делай как я», но в дыму и тряске сквозь узкие щели далеко не всегда представля­лось возможным увидеть ведущий танк.

Тяжелый танк Мк I "самка"

Таким образом, первые английские танки Мк I были далеко не совершенны, даже по меркам того времени. Их техни­ческие недостатки обнаружились в пер­вом же бою, в котором танкам пришлось принять участие 15 сентября 1916 года во Франции на реке Сомме. Из 49 танков, которыми располагали англичане, на ис­ходные позиции пришли 32. Остальные застряли в грязи или остановились из-за поломок механизмов. Из 32 атаковавших танков только 18 участвовали в бою, 5 застряли в болоте и 9 вышли из строя.

Однако, несмотря на малое количест­во танков, на их техническое несовершен­ство, труднопроходимую, изрытую ворон­ками местность и плохое взаимодействие с пехотой, англичане продвинулись в бою на реке Сомме на 5 км по фронту и 5 км в глубину, при этом потери в живой силе были в 20 раз меньше обычных.

Несмотря на тактический успех, танки не оправдали возлагавшихся на них надежд: фронт не был прорван. Немцы поз­же писали, что если бы англичане имели на Сомме тысячу танков, они прорвали бы фронт, и признавались, что невиданная машина в то время наводила панический страх на солдат немецкой армии.

Успех танков мог быть гораздо более серьезным, если бы для их применения была выбрана танкодоступная местность. Болота, дожди и грязь почти полностью ис­ключали возможность применения на Сом­ме существовавших в то время танков.

Несмотря на серьезные недостатки первого английского танка Мк I, англичане не отказались от этой неудачной конструк­ции. За весь период войны они внесли в конструкцию лишь отдельные улучшения. Так, в одном из боев у танка отбило снаря­дом рулевые колеса, но машина сохранила управляемость при помощи тормозов на полуосях дифференциала.  Это натолкнуло конструкторов на мысль отказаться от ру­левых колес, правда, в результате несколь­ко ухудшилась проходимость танка через окопы вследствие уменьшения его длины, но зато упростилось управление.

Изменения, довольно незначительные, коснулись и других узлов и агрегатов тан­ка: на двигатель  поставили глушитель, благодаря которому уменьшился шум и прекратилось выбрасывание пламени через выхлопные трубы, увеличили тол­щину брони до 12 мм, а затем и до 16 мм, на танке Мк V  простой дифференциал заменили более совершенным механиз­мом - одноступенчатым планетарным механизмом поворота.